Исправность автомобиля и безопасность – два взаимосвязанных понятия. Следить за уровнем безопасности транспортного средства — важная обязанность, которую вменяют каждому автолюбителю государственные законы и нормы, назначая с той или иной периодичностью рандеву владельцу авто с сотрудниками ГИБДД.
Кстати, о периодичности таких встреч. По новым правилам, действующим с начала 2007 года, на технический осмотр вновь приобретенный автомобиль должен приехать в течение первого года со дня его изготовления. Машина возрастом не старше семи лет осматриваться должна раз в два года, а старше семи лет — раз в год. А вот если автомобиль перевозит более восьми пассажиров (не считая самого водителя), то осматривать его надо каждые полгода.
Итак, собравшись духом и отправившись на технический осмотр (кстати идти придется в ГИБДД по месту постоянной или временной регистрации), необходимо не оставить дома:
* паспорт
* водительские права, и желательно, чтобы они давали разрешение управлять именно той машиной, которая направляется на техосмотр
* медицинскую справку
* ПТС (или доверенность от владельца авто)
* квитанцию об уплате налога и платы за проведение технического осмотра.
Это все, если, конечно, в автомобиле не установлены спецсигналы и нет рекламных надписей (на эти атрибуты должно быть разрешение ГБДД и договор с рекламодателем). И не забудьте взять с собой сам автомобиль.
Кстати, надо помнить о том, что кроме машины, на техосмотре «осмотрят» и владельца. Поэтому нужно позаботиться не только о своем внешнем виде, но и иметь подлинные документы, удостоверяющие вашу личность и право владения автомобилем.
И приготовьте себя к длинной очереди на пункте осмотра, а автомобиль – к встрече с инспектором: помойте машину, колеса и номерной знак, отрегулируйте в соответствии со стандартом фары и проверьте работу дворников, ремней безопасности, звукового сигнала, дверных замков, отрегулируйте люфт руля по нормам производителя, не забудьте положить в автомобиль знак аварийной остановки, огнетушитель, аптечку, и лучше приезжайте на техосмотр на сезонной «резине».
В ходе технического осмотра на пунктах инструментального контроля автомобиль проверят по нескольким параметрам:
* Эффективность рабочей и стояночной тормозной системы. По новым правилам, проверят еще и работу автоматического регулятора тормозных сил и систему АБС, если она установлена на автомобиле. Новое значение поперечных отклонений от курса при торможении составляет теперь 0,7 м.
* Состояние элементов рулевого управления. Люфт в рулевом управлении определяется стандартом фирмы производителя, в случае отсутствия такого пункта в документации на автомобиль люфт не может превышать 10 градусов.
* Работоспособность внешних световых приборов, стеклоочистителей и стеклоомывателей. Стоит напомнить, что техосмотр пройдут только автомобили с лампами голубого света.
* Соответствие колес и шин конструкции ТС, высота протектора
* Содержание вредных веществ в отработавших газах. Проверка происходит в двух режимах: оборотах холостого хода и повышенных оборотах, при этом определяются показатели СО и СН. Для автомобилей с датчиком кислорода проверка происходит в три этапа с использованием газоанализатора.
* Отсутствие подтекания топлива и рабочих жидкостей. В этом случае проверятся герметичность всех жидкостных систем и соединений в системе вентиляции картера.
* Работоспособность замков дверей, аварийных выходов, ремней безопасности, тягово-сцепного устройства и других основных элементов, обеспечивающих безопасность участников дорожного движения
* Соответствие маркировки узлов и агрегатов установленным требованиям
Проверив все необходимые узлы и системы автомобиля, работник пункта инструментального контроля заносит все данные в диагностическую карточку. Если в работе систем автомобиля были обнаружены какие-либо отклонения, то владельцу придется их устранять, а потом заново явиться на пункт и продиагностировать автомобиль, но только по проблемным параметрам. Такую «отсрочку» по ремонту выдают на 20 дней и за дополнительную диагностику денег не берут.
После всех процедур и контролей владелец может получить талончик о прохождении техосмотра, так называемый «лобовичок», и спокойно ездить до следующего дня Х, когда придется опять показать свое авто инспектору технического осмотра.
Техосмотр – занятие, которое может отнять много времени и сил у владельца автомобиля. Но больше сил, а главное и самого автомобиля можно лишиться при отсутствии заветного талончика. В этом случае сотрудник автоинспекции имеет право снять с машины номера или выписать постановление о запрете использования автомобиля, а в последствие и отправить его на штрафстоянку.