В принципе, даже самый неумный человек понимает, что болиды
Формулы-1 стоят денег. Соответственно, и всё оборудование для них сравни
бюджета небольшого украинского города. Но вот мало кто понимает, о
каких суммах идет речь, ведь даже самые ярые фантазёры могут ошЫбиться,
рисуя в голове эти шестизначные цифры. В общем, читай и считай! Ведь
журналисты F1Racing узнали, сколько стоят станки, позволяющие
изготавливать детали болидов Формулы-1... Станок для производства деталей двигателя: $3.5 млн
В
2003-м команда использовала разные моторы для тестов и сессий уик-энда,
производя на этом оборудовании около 200 двигателей в год. Загрузив в
станок алюминиевую заготовку, через восемь часов вы получаете готовый
блок. Станок позволяет работать над пятью блоками одновременно – при
этом они проходят разные стадии обработки.
Станки с ЧПУ для изготовления деталей машин: $23 млн
На
базе Toyota установлено 24 станка с ЧПУ, которые позволяют
изготавливать различные элементы с заданными характеристиками и
ювелирной точностью – от небольших элементов подвески до коленчатого
вала. Станки быстрого производства: $7.6 млн
Цех
быстрого производства Toyota – крупнейший в Европе. В месяц десять
станков позволяют изготовить две тысячи деталей с помощью технологий
лазерной резки и отверждения. Лазер нагревает специальную смолу слой за
слоем, формируя деталь в соответствии с файлами программы
автоматического проектирования.
Комплект инструментов: $6.9 млн
Компьютеризированный
комплект позволяет за несколько секунд в автоматическом режиме найти
среди сотни тысяч инструментов нужную фрезу или резец для работы
станков.
Аэродинамическая труба: $50 млн На
базе Toyota две аэродинамических трубы с замкнутой стальной беговой
дорожкой, которая позволяет развивать скорость до 70 метров в секунду.
Одна труба построена в 2001-м, вторая – способная работать с
полноразмерной моделью машины – в 2007-м. Сейчас они обе работают с 60%
моделями и используют лазеры для отслеживания специальных частиц,
запущенных в воздушный поток.
Симулятор болида Формулы 1: $3.3 млн
Модель
машины расположена на шести управляемых компьютером гидравлических
платформах. Пять проекторов формируют видеоизображение с охватом 220
градусов. Сейчас аренда этого комплекса стоит $5000 в день.
Полноразмерный испытательный стенд: $3 млн
Стенд позволяет имитировать вертикальные, боковые и продольные перегрузки, прижимную
силу – с помощью гидравлических приводов, а колеса накрыты специальными
нагревателями, способных быстро разогреваться до 900 градусов, имитируя
температурный режим, сопровождающий интесивные торможения. Стенд для трансмиссии и коробок передач: $2.1 млн
Стенд
позволяет проверять разные варианты передаточных чисел, проводить
ресурсные испытания, определяя степень износа и нагрузку на отдельные
элементы коробки передач. Инженеры загружают характеристики конкретных
трасс, в том числе и температуру масла – специальный блок позволяет его
разогревать.
Автоклавы: $1.5 млн На базе Toyota два больших автоклава и один меньшего размера, в которых проходят термообработку детали из углеволокна.
Нагрузочный стенд для подвески: $1.3 млн
Этот
стенд используется для параллельных тестов – инженеры сообщают данные
телеметрии работы подвески на реальной трассе во время свободных
заездов, после этого точная копия машины тестируется в таких же
условиях, а техники экспериментируют с параметрами, чтобы найти
оптимальное решение и сообщить данные о настройках команде перед
квалификацией. Сейчас это оборудование сдаётся в аренду за $5000 в день.
Динамометрический стенд для элементов двигателя: $330.000 Стенд
расположен в закрытой зоне, куда запрещён доступ персонала во время
работы, чтобы в случае отказов избежать травм. На нём определяется
ресурс деталей, предельные режимы работы и конфигурация выхлопной
системы.
Стенд для системы рулевого управления: $155.000
Стенд
работает с компьютерной программой, в которую загружаются
характеристики поворотов конкретной трассы – это позволяет оценить
эффективность управления, его ресурс, определить нагрузку на руки
гонщика. Теперь понимаешь, почему Формулу-1 называют королевскими гонками? ТЖ Принципиально новый автомобиль на основе платформы Калины - Лада Гранта Это бюджетная версия, которая будет запущена в конце этого года. Будем ждать ее появления!
|